Гномик нарисовать поэтапно

  • Главная
  • Детский сад
  • Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста

«Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» (опыт работы)

Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей дошкольников с нарушениями в поведении и эмоциональном развитии. По данным статистики у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка, наблюдается неадекватное поведение и дети испытывают большие проблемы в общении со сверстниками.

Такая же проблема существует и в нашем детском саду. Ежегодно увеличивается количество детей с нестабильным эмоциональным состоянием среди воспитанников. Как помочь таким детям?

Я изучила психологическую литературу и работы ведущих психологов по работе с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере. Так, например, Хухлаева О. В. предлагает сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок, которые направлены на снижение тревоги, налаживание отношение с окружающими, на повышение уверенности в себе.

Короткова Л. Д. предлагает свои авторские сказки и методические рекомендации для работы с использованием сюжетов сказок, которые дают возможность психологу заниматься коррекционной работой. По ее мнению, через сказку можно апробировать психотерапевтические приёмы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребёнка. Через сказку можно познакомить детей с законами мира, в котором он родился и живёт, и помочь понять и принять их.

Вачков И. В. отмечает, что одним из эффективных методов, используемых в работе с такими детьми, является метод сказкотерапии.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что сказка, является специфической деятельностью ребенка, обладает невероятно притягательной силой, и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. И потому ее необходимо использовать в работе с детьми. Так же она считает, что ребенок, воспринимая сказку, отождествляет себя с положительным сказочным героем. Сказка позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. Сказка предлагает ребенку выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, оказывает позитивную поддержку его возможностей и помогает поверить в себя. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Я посчитала, что моим детям, которые испытывают некоторые проблемы в эмоциональной сфере на помощь тоже может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и найти выход из трудной жизненной ситуации, быть более уверенным в себе и т. д.

Передо мной стояла цель:

С помощью сказки оказать помощь детям в развитии эмоциональной регуляции поведения, которое препятствует их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи:

• С помощью сказки помочь детям преодолевать негативные переживания и страх, уменьшить тревожность, снизить эмоциональное напряжение,

• Развивать в детях самоутверждающие формы поведения, уверенность в себе.

Ожидаемый результат:

Ребенок, уверенный в себе, с адекватной самооценкой, с положительным отношением к себе и сверстникам, с развитой эмпатией, умеющий свободно выражать свое «Я».

В начале каждого учебного года по результатам диагностики формировались группы детей, нуждавшихся в психокоррекционной помощи. В коррекционные группы входили дети с повышенной агрессией, тревожностью, страхами, застенчивые, с проблемами в общения, гиперактивные, с неадекватным поведением.

Чтобы использовать в своей работе с детьми новую технологию, я подобрала цикл авторских сказок, разработала перспективные планы на старшую и подготовительную группы, составила конспекты занятий. Всего их по 16 занятий на каждый возраст. Занятия проходили раз в неделю. Длительность занятий 30-35 мин.

Основные принципы моей работы:

• Позитивность (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества) ;

• от сказочной ситуации к жизненному опыту ребенка;

•сказочная ситуация должна быть представлена в технике рассказывания сказки, с созданием сказочной атмосферы;

• постепенный переход из роли пассивного слушателя сказок в активного

участника творческого процесса создания сказок;

Структура занятия:

1. Приветствие детьми друг друга необычными способами. Например, по кругу передавали дети мяч и говорили, улыбаясь своему соседу комплимент. Передавался не только мяч, использовались колпачки, одевающиеся на голову, пушистый хвостик, перышко, мягкие игрушки, и т. д.

2. Вхождение в сказку. Оно осуществлялось с помощью волшебных слов: «Время сказки подошло - началось волшебство»; «Зонтик, зонтик покружись, сказка умная начнись»; «Кристалл волшебный посвяти, путь короткий укажи. Всем дорогу в сказку ласковую добрую, умную, задорную» и т. д. Или с помощью волшебных предметов: ковра- самолета, зонтика, лабиринта, волшебной дорожки, зеркала, лабиринта, платка, зонтика, цветка, волшебной палочки и т. д. Вхождение в сказку являлось очень важным моментом. Его можно назвать - момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того чтобы перенестись в другое пространство, нужна была «волшебная сила», по крайней мере, преодоление ребёнком определённого препятствия или барьера.

3. Чтение сказки. По прочтению задавались детям вопросы по содержанию сказки, обсуждалась конкретная проблема, определялись пути решения и выходы из создавшейся ситуации.

4. Выход из сказки осуществлялся, так же как и вход. Произносились волшебные слова: «Сказка добрая ушла в детский садик нам пора». «Кристалл волшебный посвети, путь короткий укажи - Нам дорогу в детский сад, который каждый видеть рад». Энергия, потраченная на действия, осознания и переживания во время путешествия по сказке, как бы иссякает, и ребёнок автоматически возвращается на обычный уровень осознания и энергии, в привычный реальный мир.

5. Упражнения и игры, которые закрепляли коррекционную задачу, решенную с помощью сказки.

6. Рисование по прочитанной сказке. Под спокойную музыку дети выражают все свои чувства и эмоции, испытанные при работе со сказкой.

7. Ритуал расставания. Дети могут встать в хоровод, пройтись, улыбнувшись друг другу, или, обняв друг друга сказать: «Я тебя люблю».

Начиная работу с детьми с использованием метода сказкотерапии, учитывая сложность поставленных задач, я определила этапы работы:

1 этап - подготовительный (адаптационный)

Цель: Формирование социального доверия. Развитие социальных эмоций.

Задачи:

1. Объединить детей в группу;

2. Снизить эмоциональное напряжение;

3. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;

4. Помочь детям почувствовать свою принадлежность к группе, ощутить чувство единения с ней;

Первый этап занимает три занятия и является подготовительным. На первом занятии оговариваются «правила и права» общения детей в группе, среди которых ставится условие «не драться и не обзываться в игровой комнате», или же право ребенка позаботиться о себе и не говорить на тему, неприятную для него и т. д.

На первом этапе мы работали по сказкам, которые по большей части, не направлялись сразу на решение серьезных проблем у детей. В подготовительных группах - это «Сказка о подсолнечном семечке», «Как Кенгуренок стал самостоятельным», «Сказка о маленьком Чике», в старших - «Сказка про сказку», «Путешествие в мир сказки», «Лесная школа». Эти сказки были направлены на создание комфортных условий для каждого ребенка, налаживание контакта между детьми и психологом, привыкание к новой и незнакомой для них ситуации, развитие эмпатии.

Для создания игровой сказочной атмосферы, мной была изготовлена кукла Сказочника. Я надеялась, что в общении с куклой у детей проявятся те эмоции, чувства и состояния, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Ведь в диалоге ребенка с куклой происходит «замена» реального контакта со мной, и кукла начинает выступать в роли профессионального персонажа или субъекта. Здесь происходит великий значимый контакт, играющий роль в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.

Когда дети уже привыкли к ситуации в игровой комнате и познакомились друг с другом, и, благодаря созданному положительному настрою, произошло групповое сплочение детей в группе начался основной этап работы.

Второй этап - основной.

Цель:

Помочь ребенку в решении трудных для него ситуаций, проблем и преодолении нежелательных черт характера.

Задачи:

1. Оказать помощь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов.

2. Корректировать поведение с помощью игр;

3. Учить детей распознавать эмоции по внешним сигналам;

4. Формировать моральные представления;

5. Снять эмоциональное напряжение;

6. Тренировать психомоторные функции.

7. Учить самостоятельно, принимать верные решения.

Были использованы методы и приемы:

• Чтение сказок.

• Работа над сочинением продолжения сказки.

• Работа над сочинением сказки.

• Принятие роли сказочного героя на себя.

• Игры, упражнения и беседы, загадки.

• Арттерапия: рисование.

• Использование наглядных пособий: рисунков, иллюстраций, игрушек и предметов.

Детям читались сказки: «Смелый гномик», «Медвежонок и баба-Яга», «Приключение медвежонка», «Белочка-припевочка», «Георгин и бабочка», «Сказка о песике по имени Тобик», «История со счастливым концом», «Цветик семицветик». Так сказка «Белочка-припевочка» была направлена на несамостоятельность ребенка. Он всегда говорил «Помогите мне, я не умею». В конце сказки детям задавались вопросы, но большее внимание я уделяла именно этому ребенку. Ему задавались такие вопросы: «Почему так получилось, что Припевочку стали звать неумехой? Что помогло Припевочке достать орешки из шишки? » Отвечая на мои вопросы, ребенок задумался, и ответил: «Она сама придумала, как доставать орешки из шишки. И у нее это получилось».

Читая сказку «Сказка про ежика Витю», которая направлена на трудности в общении со сверстниками, чувство неполноценности.

Эти сказки были направлены на преодоление страхов, неуверенности в себе, корректировку неадекватных форм поведения, изменение неадекватной самооценки. Также эти сказки помогли мне научить ребенка регулировать свое поведение в коллективе, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

После прочтения сказки детям задавались проблемные вопросы, которые побуждали детей искать решение сказочной проблемы:

- Что почувствовал герой в определенный момент?

- Для чего герой так поступил?

- Как бы ты поступил в такой ситуации? и т. д.

Если у сказки был очень большой текст, то я её пересказывала, сохраняя стиль и тонкую авторскую атмосферу. У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. На занятиях я использовала много наглядного материала, подбирала музыкальное сопровождение в соответствии с содержанием сказки.

Во время работы со сказкой детям предлагалось проиграть конкретную сказочную ситуацию, в которой наглядно представлялась проблема. Детям предлагались роли в такой последовательности: роль смелого и бесстрашного героя предлагалось разыграть детям испытывающим страх и тревожность. Детям застенчивым предлагались роли царя или царевны, где громким голосом они могли отдавать «приказы». Такой прием использовался с целью принятия ребенком роли героя на себя, ведь в своей жизни он не может быть медвежонком, цветиком-семицветиком, белочкой-припевочкой, хвастливой чашкой или подносом. Так оказавшись на месте хвастливой чашки, ребенок прочувствовал ее гордость и обиду, показав это вербальными и невербальными эмоциями. Детям легче было найти выход из ситуации, побывав в той или иной роли.

Так же детям предлагалось самим закончить начатую автором сказку, прослушав начало и только после слов «И вот однажды. » дети по очереди сочиняли недостающий текст. В сказках сочиненных детьми можно увидеть скрытые проблемы ребенка или уже самостоятельно им решенные. Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор. Если у сказки получился счастливый конец, а чаще всего так и бывает, то вместе с ним и

жизнь детей становится полнее, радостнее, что благотворно отражается и на эмоциональной сфере детей.

Кроме того, детям читались сказки, содержащие ситуативную проблему. Например, нужно было спасти осень из темницы Кощея Бессмертного. Для сочинения детьми сказок использовались картинки: Буратино, Осень, Царевна лягушка, Кощей бессмертный, Емеля и т. д. Дети должны были придумать продолжение сказки. Почти все сочиненные детьми продолжения были похожи на стандартную сказку. Чтобы отойти от традиционного конца, я помогала детям, направляла с помощью подсказок, например, как они представляют Осень, в виде девушки или другого героя? Когда осень освободилась от ледяного замка, как она себя проявила? Чем одарила народ?

Так сказка для меня стала и показательным тестом для кроющихся в душах детей негативных переживаний и дана возможность спланировать работу на будущее.

На этом этапе использовались различные беседы и упражнения, где дети учились говорить о своих негативных переживаниях. Например - страх, тревога.

Дети по желанию рассказывали о ситуациях, когда им было страшно. Я каждый раз просила поднять руки тех детей, у кого было что-то похожее. Обговаривали все возможные страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т. д. Затем дети под спокойную музыку рисовали свой страх, и по желанию рассказывали, что страшное они изобразили. Рисунки оставались в кабинете на ночь, а на следующем занятии необходимо было сказать, присутствует ли еще этот страх у ребенка.

На следующем занятии проводилась беседа «Все ли страхи плохие? » Бояться - это хорошо или плохо? Бывает ли страх хорошим? Например, если мама боится за тебя - это плохо? Бывают ли полезными страхи?

Далее рассматривались рисунки, сделанные на прошлом занятии, и задавался вопрос, как можно с ним справиться и что они с этим страхом хотели бы сделать?

Звучало много предложений: выбросить, порвать, смять, закрасить весь рисунок.

Далее детям предлагалось нарисовать «Я тебя больше не боюсь».

С помощью такого приема, решалось сразу несколько проблем: снижался страх, понижалась тревожность, дети научились говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников. Не сразу, постепенно стало формироваться социальное доверие.

В конце занятия я давала детям возможность выразить свои мысли, чувства, эмоции через рисунок. Данная часть занятия является самой ответственной и увлекательной для детей. А для меня эти рисунки имели диагностическое значение. На примере рисунков ребёнка можно выявить индивидуально- личностные особенности, характер взаимоотношений («гладкий» или имеет много друзей и др.).

огда я увидела, что неуверенные дети могут самостоятельно выбирать роль, без помощи взрослого вступать в диалог и показывать невербальную ту или иную эмоцию, когда я услышала, что дети начали выбирать слова и действия по отношению к другим, то я перешла к 3-му этапу.

Третий этап - заключительный.

Цель: Формирование нового опыта взаимоотношений.

Задачи:

1. Прививать адекватные формы поведения.

2. Работать над выразительностью движений;

3. Регулировать поведение в коллективе.

Сказки, используемые на этом этапе, также носили проблемный характер и касались либо таких общечеловеческих тем, как выбор и ответственность за свое поведение, любовь и уважение к другим людям, взаимопомощь, либо более конкретных проблем, например, связанных с неуверенностью, агрессивностью, детско-родительскими отношениями, нерешительностью, неумением общаться со сверстниками и т. д.

На этом этапе я вовлекла в работу родителей. Они дома вместе с детьми изготавливали «Цветы» ласковых имен. Которые нужны были на последующем занятии. Родителям необходимо было на каждом лепестке цветка подписать ласковое имя своего ребенка в нескольких вариантах. Некоторых родителей это ставило в тупик.

Дети с радостью несли сделанные ими и их родителями цветы. На занятии мы рассмотрели цветок каждого ребенка и каждому приклеили по божьей коровке, на тот лепесток, на котором написано его самое красивое имя. С отождествлением этого имени дети рисовали автопортрет. После рисования дети спешили рассказать про себя по нарисованному портрету, какой он стал хороший, добрый, внимательный к другим детям и взрослым. Кто-то стал смелым и решительным, кто-то заботливым, кто-то уже не боится темноты и врачей, а кто-то приведения, которым, оказывается была лампа на ножке.

Подводя итоги, проделанной работы, я сделала вывод: дети научились прямо

говорить о своих чувствах, желаниях, потребностях; научились налаживать

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Сказка помогла наладить климат в группе. Дети стали более доброжелательными, открытыми, сопереживающими и помогающими друг другу.

Для того, чтобы педагоги грамотно могли использовать сказку в работе с детьми, я предлагала для них мастер - классы и консультации, не которых они знакомились с самим методом сказкотерапии, как можно его использовать в работе с детьми.

Развивать эмоциональную сферу ребенка невозможно только в детском саду, поэтому необходимо было привлечь и родителей для решения моих задач.

Для этого был организован родительский клуб «Гармония», где заинтересованные

родители получали теоретические и практические знания о том, как правильно выбрать сказку для своего ребенка, как с ней работать дома, для чего необходимо читать детям сказки и т. д.

Результатом целенаправленной работы, является положительная динамика, в развитии эмоциональной сферы воспитанников.

Таким образом, специально разработанный цикл занятий помогает детям решить ряд проблем, вызванных с проблемами в эмоциональной сфере, а так же способствовать развитию речевого, активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства в языке.

Меня радует, что мои воспитанники приобретают не только духовный, но нравственный урок сказки. У них развивается эстетическое чувство прекрасного через восприятие художественных образов сказки, эмпатии по отношению ко всему живому, созданному Природой.

«Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки.

И мама, отложив заботы,

За сказкой время забывает,

И для нее, как в детства годы,

Волшебный мир вдруг оживает.

Сон убаюкал малыша,

Его отважная душа

Слилась с героем в славном царстве,

Волшебном, чудном государстве.

Уснул малыш. Но и во сне

Он примеряет на себе

Роль Золушки, Кота, Руслана,

Жизнь эльфов и царя Салтана.

Он в Сказке вырастет мудрей

И духом тверже и добрей.

Ведь тот, кто с детства

Сказку любит,

Тот в жизни злым уже не будет! »

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии»

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Игры в сказкотерапии»

3. Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3—9 лет»

4. Хухлаева О. В. «Лабиринт Души»

www.maam.ru

Сюжетно-тематические занятия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Нарушения речи – достаточно распространённое явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения таких нарушений очень разнообразны. Но они являются следствием несвоевременного или неэффективного лечения. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия). По этой причине у таких детей в разной степени нарушаются звукопроизношение, лексика, грамматика, фонематическое восприятие, дети не могут самостоятельно овладеть звуковым анализом и синтезом. Все эти нарушения, если их вовремя не исправлять в детском возрасте, влекут за собой трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Многолетний опыт логопедов - практиков показывает, что ребёнка с нарушением речи (ребёнка – логопата) при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиск приемов и методик в логопедической педагогической работе по коррекции речи никогда не утратят своей актуальности.

Необходимый объём помощи ребёнку – логопату зависит от характера диагноза. Дети с наиболее тяжелыми нарушениями речи нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда в речевых группах специальных или комбинированных детских садов. Здесь коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизиологических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. Но как организовать эту работу с детьми? Какие использовать методы и приёмы, чтобы добиться наибольшей эффективности в работе? Как научить детей пользоваться своими навыками в повседневной жизни?

Изучив методику организации коррекционной работы, предложенную Еленой Анатольевной Пожиленко, Я нашла ответы на эти и многие другие вопросы. И теперь, вот уже шесть лет, внедряю в свою практику комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приёмами, лежащий в основе изученной методики.

Я поставила перед собой цель: Повысить эффективность коррекционной работы с детьми через решение следующих задач:

Нахождение и внедрение новых приёмов и методов коррекционной работы с детьми;

Заинтересованность самого ребёнка процессом коррекции речи;

Повышение активности детей на занятиях;

Приучение детей пользоваться, уже полученными ранее навыками и умениями, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Что изменилось в моей работе?

На индивидуальных занятиях я веду работу по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных с учётом возможности каждого ребёнка. Артикуляционные упражнения связаны с определённой лексической темой, например «Звери», «Профессии», игрой или сказкой о приключениях «Весёлого язычка». На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, так как одновременно ведётся работа над просодикой и мимикой («Скажи мягко, сердито, грубо, громко, шёпотом, тихо», «Выдели ударением тот же слог, что и я», «Спроси! », «Прикажи! » и т. д.) Дети перевоплощаются в инопланетян, иностранцев, зверят и т. д. Таким образом, развивается воображение, фантазия, ведётся работа над интонационной выразительностью речи, укрепляется лицевая мускулатура.

На подгрупповых занятиях проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико – грамматических средств языка включаю задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, упражнения на релаксацию, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который получается в результате проведения занятия.

Система фронтальных занятий по коррекции произношения у дошкольников отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основе лежат комплексность и игровые приёмы. В системе занятий Е. А. Пожиленко реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по следующим направлениям:

Развитие сенсорных и моторных функций;

Формирование кинестетический основы артикуляционных движений;

Развитие мимической мускулатуры;

Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени) ;

Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

Формирование положительных черт личности (дружбы, любви, уважения, критичности, самокритичности, оценки и самооценки).

Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:

В организационный момент занятий включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;

В ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;

На каждом занятии ведётся работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;

Физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятий;

Даются задания на словотворчество детей;

Предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций (памяти, внимания, мышления, воображения).

Теперь мои занятия направлены на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в общении с педагогом. Занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Я разработала циклы занятий по звуковой культуре речи для детей средней группы, по звуковому анализу для детей старшей группы и по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. Эти занятия разнообразны по построению: в одном случае это игра, в другом драматизация, где дети – и участники спектакля, и зрители, в третьем случае они учителя, которые учат непутёвого Емелю, или Незнайку, глупого Зайчишку. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, вымышленных героев, специально изготовленных панно, и пособий; сюжетов сказок; элементов сюжетно – дидактической игры и т. д.

Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшему усвоению знаний. Положительным является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов представлений в образы-понятия, что важно для последующего обучения.

Методика организации сюжетно-тематических логопедических занятий Е. А. Пожиленко.

Многолетние поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий.

Сюжетно – тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т. е. осуществляется подготовка к обучению грамоте. Всё это, благодаря специфике детского возраста, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. По мере того как развертываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной. Всё зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам.

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

Развитию всех компонентов речи;

Формированию навыка звуко-буквенного анализа и синтеза;

Развитию познавательных процессов;

Развитию творческих способностей детей;

Воспитанию нравственно-эстетических чувств.

Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребёнка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.

Структура фронтальных занятий по автоматизации и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

Оргмомент;

Сообщение темы занятия;

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;

Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;

Произношение изучаемых звуков в словах;

Физминутка;

Работа над предложением;

Произношение звуков в связной речи;

Обучение элементам грамоты;

Итог занятия.

Кроме обязательных элементов возможно введение дополнительных: задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте; лексико-грамматические задания; физпаузы, голосовые, дыхательные, мимические упражнения; имитация движений и действий, происходящих по ходу развития сюжета; творческие задания; словотворчество; игры и упражнения на развитие познавательных процессов; стихи, диалоги и др. Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение, кроме того, обусловлено не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых в занятии. Они дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребёнка. Физпаузы, например, в которых происходит взаимодействие речи и движений, помогают снять напряжение и переключиться при необходимости на следующее задание.

www.maam.ru

Особенности коррекционной работы с детьми с ЗНПР. Педагогам. Материалы выступлений на семинаре-практикуме «Современные образовательные технологии и подходы в работе с детьми с ограниченными.

Материалы выступлений на семинаре-практикуме «Современные образовательные технологии и подходы в работе с детьми с ограниченными. МБДОУ "Детский сад №69"

Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий поФЭМПс детьми с задержкой психического развития.

1. При проведении любого коррекционно – развивающего занятия по математике необходимо учитывать психо–физические особенности детей с ЗПР.

2. Необходимо уделять особое внимание и значение пропедевтическому периоду.

3. Программные задачи выполнять последовательно, используя принцип дидактики: от простого - к сложному.

4. Замедленный темп усвоения нового материала детьми данной категории предполагает проведение по одной и той же теме двух и более занятий.

5. На первых этапах обучения рекомендуется использовать простые, одноступенчатые инструкции, задания выполнять поэтапно.

6. Обучать детей речевому отчету о проделанных действиях.

7. Переходить к следующей теме только после того, как будет усвоен предыдущий материал.

8. При проведении тематических занятиях (например, по сказке) необходим творческий подход педагога к сценарию занятия, т.е. педагог должен понимать, по какой сказке и сколько занятий можно планировать по одному и тому же сюжету.

9. Использовать как традиционные методы обучения (наглядные, словесные, практические, игровые….), так и нетрадиционные, новационные подходы.

10. Грамотно использовать наглядность.

11. Задействовать, возможно большее количество различных анализаторов при выполнении счетных операций.

12. Каждое занятие должно выполнять коррекционные задачи.

13. Желательно на каждом занятии наиболее активно использовать дидактические игры и упражнения.

14. Использовать индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

15. Доброжелательно и уважительно относиться к каждому ребенку.

Методические рекомендации по проведениюфонетической ритмикис детьми с задержкой психического развития.

1. Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике должны рассматриваться как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков.

2. Движения, которые выполняются на занятии, предварительно не выучиваются, а выполняются по подражанию.

3. Движения повторяются синхронно с педагогом несколько раз (2 – 5 раз).

4. Фонетическая ритмика всегда проводится стоя, расстояние от педагога до ребёнка не менее 2,5 метра, чтобы ребёнок видел педагога целиком.

5. Упражнения проводятся 2 – 3 минуты.

6. Ребёнок должен смотреть в лицо педагогу.

7. После каждого движения с напряжением необходимо опускать руки вниз и расслаблять. Педагогу, проводящему фонетическую ритмику, рекомендуется научить детей элементам концентрации и саморасслабления при выполнении тех или иных упражнений

8. После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается.

9. Обязательным компонентом каждого занятия должны являться двигательные упражнения, которые развивают чувство ритма и темпа произношения.

10. На фонетической ритмике должен использоваться наглядный показ и многократные повторения, которые стимулируют ребенка к правильному подражанию.

11. Во время проведения занятия дети должны хорошо видеть педагога и проговаривать речевой материал синхронно с учителем.

12. Если в ходе занятия у некоторых детей не получаются отдельные элементы ритмики, то рекомендуется работу над этими элементами переносить на индивидуальные занятия.

13. Занятия по фонетической ритмике необходимо проводить учителю – дефектологу, который сам правильно и красиво выполняет движения тела, рук, ног, головы.

14. Речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.

Методическиерекомендациидля воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.

1. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.

2. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.

3. Воспитатель должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.

4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

5. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

6. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.

7. Речь самого воспитателядолжна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.

8. Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством учителя – дефектолога и учителя – логопеда).

9. Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.

10. При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – логопедом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.

11. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда (дефектолога).

12. Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия. памяти, Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.

13. Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы.

14. В коррекционной работе с детьми с ЗПР воспитатель должен как можно шире использоватьдидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.

15. Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологом на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.

16. В первые две – три недели сентября воспитатель, параллельно с учителем – дефектологом (логопедом), проводит обследованиедетей для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности.

17. Обследование должно проводиться в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста.

18. Важным направлением в работе воспитателя является компенсация психических процессов ребенка с ЗПР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.

19. В задачу воспитателя входит создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.

Методические рекомендации по проведениюфизкультурных минутокв работе с детьми с задержкой психического развития.

1. Необходимо учитывать возраст и психофизическое развитие детей с задержкой психического развития.

2. Желательно, чтобы упражнения были связаны с темой занятия, т.к. у детей с ЗПР переключение с одной деятельности на другую происходит труднее, чем у нормально развивающихся детей.

3. Упражнения, используемые на фронтальном коррекционно – развивающем занятии, должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.

4. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.

5. Рекомендуется подбирать такие упражнения, в которые включаются движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.

6. Упражнения, используемые в физкультурной минутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными (с включением 10–15 подскоков, 10 приседаний или 30 – 40 секунд бега на месте).

7. Необходимо знать, в какое время занятия проводить физкультурную минутку:

- в средней группе на 9 – 11 минуте занятия, т.к. именно в это время наступает утомление;

- в старшей группе – на 12 – 14 минуте;

- в подготовительной группе – на 14 – 16 минуте.

(Рекомендации САН ПИН для детей с нормальным развитием.)

8. Общая длительность физкультурной минутки составляет 1,5 – 2 минуты.

9. Педагогу, работающему с детьми с ЗПР, рекомендуется проводить физкультурную минутку на 5 минут раньше, т.к. у детей данной категории утомление наступает раньше.

10. При необходимости возможно проведение двух физкультурных минуток на одном фронтальном коррекционно – развивающем занятии.

11. Упражнения повторяются 5 - 6 раз.

12. Физкультурная минутка должна выполнять смысловую нагрузку: на занятии по ФМП – с элементами счета, на обучении грамоте – насыщена изучаемым звуком и т.д.

Методические рекомендации по развитиюмелкой моторики и графо-моторныхнавыков у детей с задержкой психического развития.

1. Для развития мелкой моторики кистей рук детей с ЗПР рекомендуется использовать разнообразные подготовительные упражнения, при выполнении которых необходимо учитывать тонус мышц (гипотонус или гипертонус).

2. Все упражнения должны проводиться в форме игры, что не только вызывает у детей интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка.

3. При подборе упражнений педагог должен учитывать возрастные и психические особенности детей с ЗПР, в том числе особенности зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.

4. При подготовке к обучению письму рекомендуется обучить детей правильно сидеть за столом, пользоваться письменными принадлежностями.

5. Необходимо научить ребенка ориентироваться на листе бумаги.

6. Развитие мелкой моторики рук надо начинать с ведущей руки, затем – выполнять упражнения другой рукой, а затем – двумя.

7. В подготовительный период рекомендуется использовать не разлинованные тетради, а альбомы, причем, «писать» простым карандашом.

8. Работе в альбоме или тетради должны предшествовать упражнения пальчиковой гимнастики.

9. По возможности, надо подбирать упражнения пальчиковой гимнастики, которые связаны с темой занятия.

10. После подготовительных упражнений рекомендуется переходить к работе в тетради в крупную клетку:

- сначала надо знакомить детей с разлиновкой (дать понятие, что такое «клеточка»...) ;

- с направлением написания (слева направо) ;

- местом начала письма (сколько клеточек отступить) ;

- учить определять части страницы, границы строки.

12. После этого рекомендуется переходить к письму в более мелкую клетку, а затем – в линейку, хотя дети с ЗПР до этого этапа обычно не доходят.

13. На протяжении всего периода обучения рекомендуется широко применять книжки – раскраски с крупными, четкими и понятными детям рисунками (буквами и цифрами) ;

14. «Прописи» для детей – дошкольников необходимо внимательно отбирать педагогу и рекомендовать родителям.

15. Необходимо строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму, что сохраняет нормальное зрение и правильную осанку детей.

16. На техническую сторону письма ребенок затрачивает огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма у дошкольников не должна превышать 5 минут, а у школьников – 10 минут ( первый класс).

17. Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически 2 – 3 раза в неделю по 7 – 10 минут, как часть занятия.

18. Педагог должен следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой. Расстояние от глаз до тетради должно быть не менее 33 см.

19. В работе с детьми с ЗПР педагог должен создавать спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей.

Коррекционные цели, направленные на формирование психических процессов детей с задержкой психического развития.

Коррекционные цели необходимо вводить в каждое занятие учителя – дефектолога, учителя - логопеда, воспитателя, правильно подбирать их (в соответствии с целью занятия) и точно формулировать цель, направленную на коррекцию того или иного психического процесса.

Коррекция внимания

1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).

2. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).

3. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).

4. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).

5. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).

6. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).

7. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).

8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекция памяти

1. Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.

2. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.

3. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.

4. Развивать прочность запоминания.

5. Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).

6. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).

7. Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.

8. Работать над увеличением объема памяти.

9. Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.

Коррекция ощущений и восприятия

1. Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.

2. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.

3. Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.

4. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.

5. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

6. Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.

7. Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.

8. Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно – двигательный образ предмета со зрительным образом.

9. Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.

10. Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.

11. Развивать глазомер.

12. Формировать целостность восприятия образа предмета.

13. Учить анализировать целое из составляющих его частей.

14. Развивать зрительный анализ и синтез.

15. Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).

16. Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.

17. Развивать зрительно – моторную координацию.

18. Работать над темпом восприятия.

Коррекция речи

2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.

3. Формировать коммуникативные функции речи.

4. Учить дифференцировать звуки речи.

5. Совершенствовать просодическую сторону речи.

6. Расширять пассивный и активный словарь.

7. Совершенствовать грамматический строй речи.

8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.

9. Формировать диалогическую речь.

10. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.

11. Способствовать преодолению речевого негативизма.

Коррекция мышления

1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.

3. Учить выделять главное, существенное.

4. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.

5. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

6. Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.

7. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.

8. Активизировать мыслительную творческую деятельность.

9. Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)

10. Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).

Коррекция эмоционально – волевой сферы

1. Вырабатывать умение преодолевать трудности.

2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.

3. Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.

4. Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.

5. Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.

6. Развивать критичность.

7. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.

8. Вырабатывать положительные привычки поведения.

9. Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.

10. Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.

Материал 69chita.detkin-club.ru

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста при ДЦП - Студопедия

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем – общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, гномик нарисовать поэтапно преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.

В комплексное восстановительное лечение ДЦП включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми, страдающими церебральным параличом, строится с учетом следующих принципов:

системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений.

раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции.

организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития.

наблюдение за динамикой психоречевого развития.

сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.

тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Оптимальный вариант предполагает раннее, на первом году жизни, начало комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. Такая помощь может быть оказана ребенку в условиях стацонара. Важно обучить родителей приемам коррекционного воздействия. Основными задачами коррекционно-педагогической работы в доречевой период являются (по О. Г. Приходько) :

– развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включение общения в практическое сотрудничество ребенка со взрослым) ;

– нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

– стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов) ;

– коррекция кормления (сосания, глотания, жевания) ;

– развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания) ;

– развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка) ;

– формирование движений руки и действий с предметами;

– формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

– формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания, переключения в деятельности;

– формирование речевого и предметно-действенного общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, собственной речевой активности; формирование всех форм безречевой коммуникации – мимики, жеста и интонации) ;

– развитие элементарных представлений об окружающем;

– стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового кинестетического восприятия) ;

– формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук;

– развитие зрительно-моторной координации (путем формирования пассивных и активных действий) ;

С 3 лет дети с ДЦП, способные к передвижению и владеющие навыками опрятности, могут поступить в специальный детский сад или группу. Наполняемость групп 8 человек. Коррекционно-педагогическая работа в детских садах такого профиля строится с опорой на программно-методические материалы, разработанные Е. Ф. Архиповой, Л. А. Даниловой, Г. В. Кузнецовой, И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, Н. В. Симоновой, И. В. Смирновой, Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

– развитие игровой деятельности;

– развитие речевого общения с окружающими;

– расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

– развитие сенсорных функций;

– формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

– развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образной и элементов абстрактно-логического) ;

– формирование математических представлений;

– развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

– воспитание навыков самообслуживания и гигиены. Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической коррекции. Ее основная цель – развитие вербальных средств общения, совершенствование произносительной стороны речи, ее разборчивости.

О. Г. Приходько указывает на следующие задачи логопедической работы:

– нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

– развитие речевого дыхания и голоса;

– нормализация темпо-ритмической и интонационной речи;

– формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;

– развитие функций кистей и пальцев рук;

– развитие лексико-грамматической стороны речи, формирование навыков построения развернутого высказывания.

Источник studopedia.ru

Оборудование: мозаика различных видов, образец.

Содержание:

- Вставить пластинку в любое отверстие мозаики.

- Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Дается образец, который не убирается.

- Выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный).

- Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого другого конструктора)

Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.

Мы можем отметить некоторые преимущества использования конструктора.

  1. Во-первых, с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить.
  2. Во-вторых, при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает чувство успеха.
  3. В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
  4. И, наконец, конструктор безопасен. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро

Игры с крупами.

Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти рук, как в играх с мелкими предметами. Понадобятся всевозможные крупы: пшено, гречка, рис, а также горох, манка и фасоль.

Сортировка круп. Ребенок раскладывает крупинки в 2тарелочки: в одну кладет горох, в другую - фасоль. Эта игра активизирует нервные окончания пальцев рук, способствует развитию мышления, ведь сортировка - это простейшая мыслительная операция.

Рисование на манке.Насыпаем на поднос тонким слоем манку. Пальчиками одной или обеих рук рисуем все, что захочется. А не понравится рисунок - слегка встряхните поднос и рисуем снова!

Игры с водой

Из миски в миску.(Ложкой столовой, чайной, пипеткой (мисочки нужны поменьше), резиновой грушей, шприцом (без иглы, разумеется). Учим ребенка управляться с этими предметами. Сначала показываем сами и делаем несколько движений его ручкой.

Ребятам очень нравится переливать воду губкой: намочить губку в одной миске, перенесли и отжать в другую. Дети могут делать это до бесконечности.

Вылавливание шариков.Бросаем в таз шарики от пинг-понга, а ребенок маленьким сачком их вылавливают. Малыши обожают вылавливать "рыбок" из ведра и складывать их в мисочку.

В свободное время дети с удовольствием раскрашивают

Оборудование: Готовые книги, журналы для раскрашивания, заготовки, краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры и иные материалы. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств и т.д.

Содержание: Для этого могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно.

Хорошим средством для развития пальцевой умелости являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную иактивную.Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем переходим к упражнениям активной пальцевой гимнастики.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка.

В комплексы пальчиковых игр включаются активные упражнения и игры для пальцев, снижающие мышечную напряжённость, повышающие тонус мелких мышц пальцев. Пальчиковые игры проводим во время утреннего приёма, физминуток, после сна по две-три минуты.

Дети овладевают основными умениями и навыкам, у них развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка и т.д.

Мной подготовлена картотека пальчиковых упражнений, которые дети используют самостоятельно. Карточка оформлена таким образом, что ребенок, может глядя на изображение, положение пальцев руки выполнить упражнение «Зайчик», «Гусь», «Ворота» и т.д.

Большое внимание мелкой моторики я уделяю при подготовке занятий. В каждое из них включаю элементы пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр. На занятиях по аппликации и рисовании использую различные техники работы.

Включаю в занятия аппликацией не только работу с разными видами бумаги, но и работу с сыпучими материалами, крупами.

Работа по развитию мелкой моторики у детей моей группы дает положительную динамику. Даже на прогулке ребята удивляют меня изобретательностью упражнений.

Одним из ведущих направлений является психолого-педагогическое

сопровождение семейного воспитания. Применение современных педагогических технологий сотрудничества с семьёй позволяет мне активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и взаимодоверии. На родительском собрании я познакомила родителей с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей. Мы предложили родителям осуществлять эту работу в трёх направлениях:

- специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;

- обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых

ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

- формирование моторики в специально созданных ситуациях с

использованием настольных и пальчиковых игр.

Родители являются первыми помощниками. Актуальной формой взаимодействия с родителями определена проектная совместная деятельность, где родители являются участниками образовательного процесса. Участвуя в проекте « Творческая мастерская», цель которого направлена на развитие мелкой моторики пальцев рук у детей в подготовке творческой работы, родители принимали активное участие.

Мной применяются разнообразные формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы:

- совместное проведение занятий (визиты в группу) ;

- практикум по организации игр с детьми в домашних условиях,

способствующих развитию мелкой моторики;

- выпуск памяток, информационных листков.

Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики

положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Одним из главных условий, влияющим на качество образования является и профессионализм педагога, постоянная работа по повышению своей профессиональной компетентности. В этом мне помогают:

- самообразование.

- участие в методических мероприятиях детского сада;

- обобщение опыта работы на педагогических чтениях в детском саду;

- посещение занятий в детских садах по мастер классу.

Ежегодно мною составляются планы по самообразованию. За эти годы

наблюдается рост моих теоретических знаний и практических умений, в области развития детей дошкольного возраста, и в частности развития мелкой моторики.

По теме:

Источник nsportal.ru

Другие статьи по теме:

  • Поговорки для детей дошкольного возраста

    Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл...

  • Фольклор для детей дошкольного возраста

    Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи...

  • Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

    Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д...

  • Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни - наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр...

  • Речевое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС) 1. Вступительная часть. Приветствие Добрый вечер, дорогие друзья! Я предлагаю этот вече...

  • Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для...

  • Формирование словаря у детей дошкольного возраста

    Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре...

  • Консультация развитие речи детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл...

  • Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста

    «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста». Родительское собрание с использованием ИКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Цель: • показ...

  • Мелкая моторика у детей дошкольного возраста

    Игра как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста «Игра, как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» ИТОГОВАЯ РАБОТА Самара...

  • Доклад развитие речи детей дошкольного возраста

    «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»...

  • Методы развития речи детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу...

  • Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста

    Сказкотерапия как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста Вступление. Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих образовательных технологиях, необходимо ещё и ум...

  • Нарушение речевого развития детей дошкольного возраста

    Игровые упражнения для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальн...


Источник: http://raguda.ru/ds/korrekcionnaja-rabota-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Всемирный день ребенка в 2017 году: какого числа отмечают План самообразования воспитателя по теме оригами



Гномик нарисовать поэтапно Выкройки для новорожденных: комбинезон, ползунки, конверт, чепчик
Гномик нарисовать поэтапно Выращивание гусей в домашних условиях для начинающих (видео материал)
Гномик нарисовать поэтапно Вышивка лентами для. - Master classy
Гномик нарисовать поэтапно Ирландское кружево платье - фото, обзоры и
Гномик нарисовать поэтапно Как вывести любое пятно Красота Журнал для женщин
Гномик нарисовать поэтапно Как нарисовать симпатичную Нину убийцу из крипипасты поэтапно
Как правильно вязать спицами мысок носка Как сделать куклу из конфет, своими руками? Ликвидация ООО с единственным участником - пошаговая Новогодний шарик в стиле артишок. Мастер-класс с пошаговыми фото Погреб своими руками: пошаговая инструкция Поделки из ткани "Коробочка идей и мастер-классов". Образовательный Скачать бесплатно cкрап-наборы, клипарт - Клипарт на

Похожие новости