Принцип шаговой доступности это

 К 2016 году в Минске планируется построить не менее 200 магазинов «шаговой доступности».

Кристина Рыбик, «Дело»

В 1975 году торжественно, как это было принято в Советском Союзе, открылся первый в БССР универсальный продовольственный магазин самообслуживания «Фрунзенский». До этого события (да и после него тоже) минчане ходили за покупками в магазины у дома. В   те годы преимущественного открывались магазины «шаговой доступности», хотя их и нельзя было назвать классическими представителями этого формата в силу размера, ассортимента и др. Тем не менее, в Беларуси этот формат прижился и сегодня вполне успешно конкурирует с торговыми гигантами.

Наш формат

Формат магазинов «у дома»  или «шаговой доступности», во всем мире давно занял свою нишу. В Америке это небольшие магазины с ограниченным ассортиментом товаров первой необходимости. Там можно купить фаст-фуд или, например, заказать услуги по печати фото. Европейская модель работает по другому принципу: это небольшие супермаркеты с более обширным ассортиментом, которые позиционируют себя в качестве магазинов у дома.  

Эксперты отмечают, что магазины шаговой доступности возникают на этапе зрелости рынка: на первоначальной стадии доминирующий формат – супермаркеты, затем появляются дискаунтеры и гипермаркеты. Магазины у дома возникают тогда, когда доля цивилизованного ритейла переваливает за 25-30%.

С определенной долей допущения можно сказать, что в Беларуси магазины подобного формата работают еще с советских времен: хотя тогда этого понятия не существовало, но специфика была примерно той же. Эти магазины были рассчитаны на посетителей близлежащих домов (как правило, от 100 до 10 тыс. человек), которые могли приобрести там товары первой необходимости: от продуктов питания до бытовой химии. Правда,  в зависимости от района ассортимент в магазинах был разным. Нечто подобное наблюдается и сегодня. Особенно это касается торговых сетей,  которые постоянно ведут мониторинг продаж, поэтому ассортимент на их полках формируется в зависимости от благосостояния и престижа района.

Площадь магазинов шаговой доступности ограничена, поэтому торговое пространство в них может занимать до 90%. А один из важнейших факторов успеха – работа персонала, поскольку покупатели заглядывают в такие магазины, так сказать, «по-соседски». При этом рентабельность этого формата, как правило, невелика – прибыль «делается» благодаря обороту и стабильным объемам продаж. В Беларуси рентабельность продовольственных магазинов у дома в лучшем случае достигает 2%, а непродовольственных – около 3,5%. У сетей, позиционирующихся в этом формате, рентабельность немного выше, хотя для них это не самоцель. Для них важнее иметь в городе как можно больше своих точек. 

Есть куда расти

В Беларуси «серые лошадки» розничной торговли – магазины  шаговой доступности – принадлежат как частному, так и государственному сектору. Доля частного бизнеса в общем товарообороте страны составляет 80% (в Минске этот показатель приближается к 90%), но и органы государственного управления заинтересованы в развитии формата  «у дома».

«Важным со стороны государства является поддержка открытия магазинов «у дома», торговых объектов так называемой шаговой доступности, – говорит первый заместитель министра торговли Александр Забелло. – В крупных городах для этого должны использоваться первые этажи, а также подвальные и полуподвальные помещения в домах старой постройки. Именно такие магазины популярны у потребителей в других странах СНГ. В Беларуси их пока еще недостаточно».

По данным Минторга, в нашей стране градостроительная и инвестиционная политика на местах нередко проводится без участия управлений торговли. К примеру, в центральной части Минска открываются бутики с дорогими импортными товарами, а вот продовольственные магазины с широким выбором товаров найти сложно. Аналогичная ситуация и в других городах. «Интенсивное развитие инфраструктуры зависит от своевременных и обдуманных решений органов управления на местах, от их непосредственной работы с потенциальными инвесторами и застройщиками», — считает Александр Забелло.

Проблема дефицита магазинов «у дома» наиболее характерна для новых микрорайонов. На данный момент на территории микрорайонов, строящихся в Каменной Горке, Лебяжьем, Масюковщине и др., предусмотрено 63 торговых объекта. Из них 15 – уже приобретены инвесторами, 19 – выставлены на аукционы, 6 – включены в проект решения Мингорисполкомаоб утверждении перечня земельных участков для предоставления в установленном порядке по результатам аукционов, еще 15 участков предполагают предварительный снос существующих объектов. Но, несмотря на то, что площади под  магазины предусмотрены, реальные торговые точки появляются не всегда. Дело в том,  что  взгляды строителей и потенциальных арендаторов в вопросе цены часто не сходятся,  и в результате места торговых объектов занимают… офисы.

Магазинов шаговой доступности не хватает не только в новых микрорайонах. Недавно специалисты института «Минскградо» определили в столице более 200 потенциальных мест для строительства небольших магазинов или объектов общественного питания (для сравнения: в прошлом году в Москве было открыто 1,1 тысячи магазинов шаговой доступности, а с начала 2012 года – более 200). В Минске один из таких объектов уже почти реализован в парке Челюскинцев, остальные – ожидают инвесторов.

Все было бы намного хуже, если бы не торговые сети, которые активно расширяются. Так, крупнейший розничный оператор Беларуси с участием иностранного капитала – компания «БелМаркеткомпани» (брэнд «Белмаркет») летом начинает экспансию в Западную Беларусь. В ближайшие время компания откроет супермаркеты в Гродно, Лиде, Бресте, а также в Новополоцке. До конца 2012 года сеть «Белмаркет» может увеличиться на шесть новых объектов. Всего же за пять лет работы на белорусском рынке «БелМаркеткомпани» открыла 49 магазинов в формате «у дома».

Здоровая конкуренция

Торговые сети, как правило, работают в формате супермаркетов, но позиционируют себя в качестве магазинов у дома, чем составляют существенную конкуренцию мелким игрокам. Преимущества торговых сетей очевидны: более низкие цены, оптимальные условия хранения товаров, большой парк автомобилей и т.д. Владельцы небольших магазинов сетуют на то, что сети к тому же выбирают себе самые доходные места. Последние, в свою очередь считают, что конкурировать с сетями магазинам шаговой доступности вполне реально. На небольшой площади проще сделать удобный и современный ремонт и контролировать работу персонала.

«С чего у многих  французов начинается утро? – задает неожиданный вопрос Робертас Шуляускас, заместитель директора по маркетингу и розничной торговле ООО «Либретик Групп» (сети «Соседи» и «Тропинка»). – Они спускаются в соседний и хорошо знакомый магазин за любимыми круассанами. Если в Беларуси маленькие магазины будут копировать торговые сети, тогда перспектив для них я не вижу. Мы делаем  большие поставки, а ведь условия для тех, кто покупает на млн. в год и на тыс.не равны. К тому же, у нас 1 бухгалтер управляется с 10 магазинами, а не с одним. То есть, расходы не сопоставимы. Нужно искать свою нишу и не быть похожими на сети. В Европе есть хороший примербутики. Почему бы не иметь небольшой магазинчик, пусть и не с обширным, но интересным ассортиментом? Иначе выдержать конкуренцию у мелкой торговли просто нет шансов».

Стоит отметить что, начиная с 2007 года, торговые сети прирастали в Беларуси в среднем на 2,5 тыс. магазинов в год. В текущей пятилетке планируется ежегодный прирост на 1811 объектов, а к концу 2015 года обеспеченность населения торговыми площадями на 1 тыс. человек должна составить 600 кв.м, то есть в 1,5 раза больше, чем сейчас. Это значит, что конкуренция, в том числе и в формате магазинов шаговой доступности, будет расти.

Классические «враги» магазинов шаговой доступности,  причем, не только  белорусских, – гипермаркеты и крупные дискаунтеры. Например, сеть «Евроопт» в товарообороте Минской области занимает 30%, а в черте города гипермаркеты «перекрывают кислород» остальным торговым точкам в радиусе не менее 3 км от себя.

Реакция государства на эту тенденцию – проект закона «О государственном регулировании торговли и питания». Его основная задача – сделать поведение крупных игроков прозрачным, противодействуя монополизации ими белорусского рынка. Под определение «крупные игроки» попадут торговые объекты, площадь  которых составляет свыше 3000 кв.м. «Прозрачность» включает в себя отношения между поставщиком и торговым объектом. В частности, будут ужесточаться требования к оплате товара, поставленного в торговлю: теперь срок оплаты будет прописан в законе – максимум 45 дней. Планируется также отменить все виды дополнительных платежей, которые крупные сети предъявляют поставщику: плата за место в торговом зале, за мерчандайзинг, перефасовку и др.

Законопроект распределяет полномочия в сфере государственного регулирования торговли, но основные антимонопольные функции по-прежнему остаются за Минторгом. «Если баланс не будет установлен, в долгосрочной перспективе проиграют все, – говорит Виктор Маргелов, председатель «Республиканской конфедерации предпринимателей». – Как показывает мировой опыт, вслед за монополизацией торговли неизбежно приходит монополия производителя. А страдают в первую очередь потребители».

Выиграть от принятия этого закона могут магазины шаговой доступности. Напрямую  законопроект их не затрагивает, но создает более благоприятную обстановку, в которой им придется прикладывать меньше усилий для успешной конкуренции на рынке. Так что, с одной стороны, законопроект предусматривает разумно сбалансированную структуру сосуществования на потребительском рынке крупных торговых сетей и магазинов пошаговой доступности. А с другой, выглядит как лоббирование чьих-то интересов и частичный возврат к госрегулированию торговли.

 

Мнение эксперта

Робертас Шуляускас, заместитель директора по маркетингу и розничной торговле ООО «Либретик Групп»

Похожие законы есть в любой европейской стране. Например, когда в Литве строится магазин площадью более 1000 кв.м., то проект проходит несколько этапов согласования в местных органах управления. Там решается – целесообразно ли строить такое большое торговое помещение именно в этом месте? Это хорошая практика, когда гипермаркеты выносят за черту города, и в Минске они тоже должны строиться вокруг МКАД.  С другой стороны, хотя с текстом проекта Закона «О государственном регулировании торговли» я еще не знакомился, но однозначно считаю: если государство хочет, чтобы существовала хорошая конкуренция, то оно должно меньше вмешиваться в диалог юридических лиц. Я имею в виду оплату за место в торговом зале, мерчандайзинг, перефасовку и т.д. Беларуси не хватает конкуренции, а опыт показывает, что от нее выигрывает только покупатель. На мой взгляд, одна из главных принцип шаговой доступности это проблем состоит в количестве поставщиков. Например, если в Беларуси в одной товарной группе, скажем, 10 поставщиков, то в России – в 5 раз больше, а в Великобритании – в 10, а то и в 20 раз больше. Когда торговая сеть и магазины у дома будут выбирать поставщиков, то качество и цены продуктов на прилавках дадут о себе знать. 

Виктор Маргелов, председатель Республиканской конфедерации предпринимателей

Разумное сочетание крупных торговых объектов и магазинов у дома дает хороший результат и… хорошие цены для потребителей. Пока что в формировании рыночных отношений по ценам мы находимся на начальном этапе. За исключением некоторых позиций, цены сегодня равные. Бывает, что на отдельные позиции в магазине у дома цены  ниже. Конечно, глобально ниже цены будут у крупных форматов, но только на ширпотреб. Еще один вопрос в том, что в некоторых магазинах мелких поставщиков просто не подпускают к товароведам. Коррупции, взяток, «продажи полок» и т.д. – этого быть не должно. Для того, чтобы минимизировать эти проблемы и сделать работу крупных торговых точек прозрачной, и разрабатывался Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания». А вот мелких игроков нужно не регулировать, а поддерживать. Одна из форм поддержки – как раз этот закон. 

Деловые и бизнес новости

Ваше сообщение отправлено и ожидает модерацию.

Ваше сообщение не отправлено. Возникла ошибка.


Источник: http://delo.by/news/~shownews/magazin-shagovoj-dostupnosti


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Шаги доступности - Министерство здравоохранения Республики Бурятия Пионы из ткани мастер-класс



Принцип шаговой доступности это Ответы что такое "в пределах шаговой доступности " - это какое
Принцип шаговой доступности это Принцип доступности - Настольная книга практикующего педагога
Принцип шаговой доступности это 3 Управление социальной инфраструктурой в малых городах
Принцип шаговой доступности это Распоряжение Министерства культуры РФ от г. N Р-948
Принцип шаговой доступности это Что же это такое "Шаговая доступность"?
Принцип шаговой доступности это Пешеходная доступность Википедия
Принцип шаговой доступности это Зона «шаговой доступности» в 300 м
Принцип шаговой доступности это Принцип доступности
Принцип шаговой доступности это LiveInternet
Вера православная - Концевич Оптина пустынь Вязание ирландского кружева крючком : схемы Вязаный пуловер спицами ZARA Вяжем с Лана Ви Как нарисовать гусли поэтапно - Как нарисовать гусли карандашом поэтапно? Как официально стать ремесленником в Беларуси? Как связать пинетки спицами - пошаговые схемы плетения для начинающих Как сшить теплые сапожки для ребенка до 1 года Осенние поделки из бумаги