С что такое мастер-класс в профессиональном образовании

pdf-версия статьи

с что такое мастер-класс в профессиональном образовании

О.А. Беляева,,
декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров
УО «Республиканский институт профессионального образования»

Аннотация. В статье выделяется и анализируется сущность понятия «мастер-класс», проводится сравнительный анализ мастер-класса с другими формами обучения.

Ключевые слова: консультация, мастер-класс, открытый урок, формы обучения.

 

В настоящее время большое внимание уделяется поиску форм обучения, предполагающих активную деятельность и инициативу обучающихся. В этой связи все большую популярность приобретает такая форма, как мастер-класс. В переводе с английского class означает урок, занятие. Термин «мастер-класс»означает урок мастера, занятие, проводимое признанным специалистом в своей сфере деятельности.

Мастер-класс является особым жанром распространения успешного опыта деятельности, опирающимся на оригинальную авторскую методику. Основные отличительные особенности мастер-класса – это наглядная демонстрация уникальных приемов работы мастера, его ноу-хау; операциональность, т. е. направленность на освоение способов деятельности; взаимодействие мастера и остальных участников.

Методику проведения мастер-класса определяет его ведущий, мастер – специалист, достигший высоких результатов в определенной сфере профессиональной деятельности, обладающий собственным индивидуальным стилем, пользующийся авторитетом у коллег. Мастер-классы проводят опытные педагоги, известные телеведущие, выдающиеся художники и музыканты, искусные рукодельницы и повара. Участники мастер-класса – это либо коллеги мастера, либо те, кто еще только учится определенному виду деятельности, но уже готов к изучению тонкостей профессионального мастерства.

Как правило, профессиональным сообществом устанавливаются лишь обобщенные требования к организации деятельности (количество участников, необходимые помещения, оборудование и пр.) и квалификации ведущего. Примечательно, что наиболее детальная регламентация требований к методике проведения мастер-классов характерна для педагогического сообщества системы образования. Издаются положения о проведении мастер-классов, регламентирующие их задачи, функции и содержание, деятельность ведущего и порядок проведения мастер-класса [см., напр.: 1; 2]. Для других сфер профессиональной деятельности регламентация методики и содержания мастер-классов нехарактерна.

Универсальная для всех сфер формула мастер-класса: «40 % методики + 60 % тренинга + 0 % общих фраз».

Рассмотрим основные характеристики мастер-класса путем его сравнения с такими традиционными формами трансляции опыта, как урок, открытый урок, консультация.

Мастер-класс от обычного урока отличает:

  • квалификация обучающего (мастер-класс не проводят «новички», ведущий мастер-класса обязательно владеет какими-то умениями, которых нет у других);
  • периодичность проведения (уроки в любой системе обучения – это регулярная форма организации занятий, мастер-класс – это событие, проводимое однократно, иногда небольшими сериями);
  • открытый характер (участники чаще всего свободны в выборе тех мастер-классов, которые они посещают).

Общее у мастер-класса и обычного урока – его образовательная направленность.

От открытого урока мастер-класс отличает:

  • область применения (открытый урок – это форма методической работы педагогов, применяемая в сфере образования; мастер-классы имеют более широкое применение: их используют художники и музыканты, спортсмены и литераторы, актеры и журналисты и т. д.);
  • степень регламентации требований к содержанию и организации (содержание и методика мастер-класса в большинстве сфер профессиональной деятельности определяется исключительно мастером, уровнем его профессионального мастерства и изобретательности, в то время как содержание и организационные аспекты открытого урока достаточно регламентированы);
  • цели проведения (открытый урок в отличие от мастер-класса может иметь целью оценку деятельности педагога, который его проводит, так как открытые уроки являются частью процедуры аттестации педагогов).

Общей чертой открытого урока и мастер-класса является демонстрация лучшей практики с целью мультипликации опыта.

От консультации специалиста мастер-класс отличает:

  • назначение (за консультацией обращаются, как правило, чтобы решить какую-либо проблему: юридическую, медицинскую и т. п., прояснить какую-либо ситуацию и принять решение, выбрать оптимальное решение из возможных, т. е. потребность в консультации порождается наличием проблемы. В мастер-классе участвуют, чтобы приобрести новые умения, повысить уровень своего мастерства. Потребность в мастер-классе порождается стремлением к совершенствованию);
  • характер взаимодействия участников (мастер-класс всегда имеет практикоориентированный, тренинговый характер, консультация же – это совет, рекомендация специалиста, основанные на специальных знаниях и опыте либо на проведенном исследовании).

Общей чертой консультации специалиста и мастер-класса является высокая квалификация ведущего.

В заключение отметим, что мастер-класс – это двусторонний процесс, создающий новые возможности для его участников. Для мастера – это возможность представить себя, свои достижения; узнать мнение других о своих профессиональных поисках; найти единомышленников. Для обучающихся – это возможность овладеть новыми приемами деятельности, обеспечивающими получение более высоких результатов и достижение качественно нового уровня осуществления деятельности. Для обеих сторон мастер-класс – это возможности соотнести свой опыт, свою систему деятельности с другим опытом; получить новый импульс для профессионального роста, для выработки и совершенствования собственного стиля профессиональной деятельности. Именно это свойство мастер-класса открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.

Литература

1. Кевра, Е.В. Совершенствование работы по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в учебных заведениях профтехобразования : метод. рекомендации / Е.В. Кевра, О.Ф. Карпенко, С.И. Лоскот. Гродно, 2009.

2. Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/ metodika_ provedenija_quot_master_klass_quot/1-1-0-69. Дата доступа : 15.10.2014.

 


Источник: http://ripo.unibel.by/index.php?id=630

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Методические рекомендации. Мастер -класс как форма информального Сакура ручной работы



С что такое мастер-класс в профессиональном образовании Виды мастер -классов в контексте дополнительного образования
С что такое мастер-класс в профессиональном образовании Методика организации и проведения мастер -класса. НРЦТД иМ
С что такое мастер-класс в профессиональном образовании Международный научно-популярный журнал «Мастерство online»
С что такое мастер-класс в профессиональном образовании Что такое мастер -класс и как подготовить к нему учителя
С что такое мастер-класс в профессиональном образовании Что такое мастер класс в образовательной деятельности
С что такое мастер-класс в профессиональном образовании Мастер -класс в образовании
С что такое мастер-класс в профессиональном образовании Мастер -класс Википедия
С что такое мастер-класс в профессиональном образовании Prototype 2 скачать торрент бесплатно на русском
Выделка шкур кролика в домашних условиях - технология Вязание для женщин крючком - подборки, модели, фото Вязание спицами. Схемы вязания, модели и узоры спицами Жгуты из бисера : мастер-классы и схемы плетения для начинающих Как вязать носки спицами для начинающих - Вяжем на 5 Как проверить натуральность меда в домашних условиях Какими бывают шторы-лапша из нитей. Чем украсить шторы Коврики из лоскутков ткани своими руками, мастер-классы Купить искусственные растения в Москве в интернет магазине

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ